С момента своего рождения, а точнее сказать с момента
зачатия личность человека начинает свое развитие. Вначале более очевидным
является развитие физическое, но позже, со временем проявляется и развитие
духовное. Личность человека, представляет собой уникальную сущность,
нуждающуюся не только в удовлетворении своих физических потребностей, но и в
духовной жизни для своего полноценного развития. Следует сказать, что духовное
развитие наблюдаться только у человека,
созданного по образу и подобию Божьему. Животные не могут развиваться духовно,
хотя мы можем говорить о существовании души и в отношении животных.
О человеке можно сказать, что его сущность включает в себя
духовную составляющую, душевную и телесную. Собственно как это отражено и в
Первом послании к Фессалоникийцам 5:23.
«Сам же
Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей
целости да сохранятся без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа».
Архиепископ Лука Войно-Ясинецкий в книге «Дух, душа и тело»
говорит об устроении души человека. Сегодня мы видим не только разрушенные дома,
семьи, жизнью, но также по прежнему остается актуальным вопрос устройства
человеческой души.
Иисус
Христос сказал: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе
своей навредит?» (Св. Евангелие от Матфея 16:26)
Давайте посмотрим на то, каким образом может происходить процесс
устройства души человека. Мы сказали, что человек развивается в трех сферах:
телесная, душевная и духовная.
Телесная сфера развития человека – это чувственный мир. По-гречески
сома. В начале своего физического развития потребности человека в большей
степени определяются потребностями
физиологического роста.
«Когда я
был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески
рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое». Говорит апостол Павел в Первом
послание к Коринфянам 13:11.
Будучи родителями, мы стараемся приготовить детей к взрослой
жизни, прививая им определенные навыки, чтобы они могли найти себя,
реализоваться и т.д., состояться как личности. По мере взросления они
становятся в каком-то смысле совершенными, способными разбираться в жизненных
ситуациях самостоятельно, могут себя контролировать, понимать свои чувства.
Автор
послания к Евреям говорит: «твердая же пища свойственна совершенным, у которых
чувства навыком приучены к различению добра и зла». (5:14)
Так же в окружающем нас мире мы можем наблюдать чрезмерную
озабоченность и даже зависимость в реализации развития телесной сферы личности.
В этом отношении апостол Павел подчеркивает принцип заботы о теле.
«попечения
о плоти не превращайте в похоти». (Послание к Римлянам 13:14)
Душевная сфера – это мир ментальности, мыслей, воспоминаний,
побуждений. По-гречески - психе.
Например, апостол Павел говорит о том, чтобы Коринфяне были
соединены в одном Духе и в одних мыслях. Мыслительный процесс является частью
душевного развития личности вызывающий определенные реакции, чувства,
переживания. Не безосновательно апостол Павел заботится об экологии душевной
сферы верующих в послании к филиппийцам.
«Наконец,
братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что
любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте».
(Послание к Филиппийцам 4:8)
Душевная сфера развития человека хорошо проявляется
благодаря искусству, литературе,
творчеству. Искусство - литература, музыка как составляющие внутренней жизни
формируют личность человека. Развиваясь
в душевной сфере человек, может быть подготовлен к восприятию духовного, но
также может и оградить себя от духовной жизни. Поэтому, апостол Павел
справедливо замечает, что
«Душевный
человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это
безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно».
(Первое послание к Коринфянам 2:14)
Нам следует иметь ввиду, что Павел пишет людям, которые
родились духовно, но их жизнь протекает без духовных изменений. Более того,
коринфяне не хотят воспринимать эти изменения.
Когда апостол говорит:
«И слово
мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в
явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой,
но на силе Божией».
(Первое
послание к Коринфянам 2:4,5)
Он вовсе не преуменьшает значение телесной и душевной сферы
жизни для человека, но он говорит о превосходстве и необходимости духовной
сферы для устроенности/целостности жизни человека.
Поэтому:
«духовный
судит о всем, а о нем судить никто не может».
(Первое
послание к Коринфянам 2:15)
Духовность (наличие духа) в этом случае не является
предметом гордости верующего, а средством к пониманию
неустроенного/надломленного образа личности, который нуждается в собирании в
цельный образ изначально задуманный Творцом человека.
Таким образом, реакция учеников на не принятие Спасителя по
пути в Иерусалим в Евангелии от Луки
выглядит скорее по-детски забавно, но и в тоже время не лишена серьезности,
чтобы не обратить на нее внимание.
«Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и
истребил их, как и Илия сделал?
Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете,
какого вы духа;
ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать».
(Евангелие от Луки 9:54-56)
Духовная сфера подразумевает мир разумных обоснований,
идейной целостности, умопостигаемость
бытия, имеющая в себе определенное содержание. Содержание наполняющее
духовную жизнь человека исходит из разных источников, которые принадлежат одной
из трех сфер развития личности и характеризуют дух (волю, способность)
личности. Вероятно, поэтому апостол Павел показывает следующую мысль:
«Ибо кто из человеков знает, что в
человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не
знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы
знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости
изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с
духовным».
(Первое
послание к Коринфянам 2:11-13)
Соображая
духовное с духовным.
Невдомек было
Никодиму, учителю Израиля как сопоставить/сообразить свое духовное,
накопленное, осмысленное, практикуемое с духовным Христа.
«Рожденное
от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я
сказал тебе: должно вам родиться свыше.
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит
и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в
ответ: как это может быть? Иисус отвечал
и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Св. Евангелие от
Иоанна 3:6-10)
Павел пишет коринфянам: «Я не мог говорить с вами, братия,
как с духовными». Вы были не в силах жить духовной жизнью, и продолжаете
оставаться в таком же состоянии. «Да и теперь не в силах». Почему?»
Жить в Иисусе Христе можно и по плоти, однако в таком случае
душа человека не получает должного устроения. Ум Христов не является частью
нашей сущности, частью нашего духа, сознания, чтобы привести все сферы нашей
жизни в одно целое.
«Итак нет
ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по
духу…»
(Послание к
Римлянам 8:1)
Благодаря действию Святого Духа и принятию духа Христа в
жизни человека душа устраивается должным образом, даруя нам ощущение реальности
полноценной и целостной жизни обещанной Христом.
«Я пришел
для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». (Св. Евангелие от Иоанна
10:10)
Комментариев нет:
Отправить комментарий