суббота, 11 февраля 2017 г.

О целостном развитии личности. Тезисы

С момента своего рождения, а точнее сказать с момента зачатия личность человека начинает свое развитие. Вначале более очевидным является развитие физическое, но позже, со временем проявляется и развитие духовное. Личность человека, представляет собой уникальную сущность, нуждающуюся не только в удовлетворении своих физических потребностей, но и в духовной жизни для своего полноценного развития. Следует сказать, что духовное развитие  наблюдаться только у человека, созданного по образу и подобию Божьему. Животные не могут развиваться духовно, хотя мы можем говорить о существовании души и в отношении животных.
О человеке можно сказать, что его сущность включает в себя духовную составляющую, душевную и телесную. Собственно как это отражено и в Первом послании к Фессалоникийцам 5:23.
 «Сам же  Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа».
Архиепископ Лука Войно-Ясинецкий в книге «Дух, душа и тело» говорит об устроении души человека. Сегодня мы видим не только разрушенные дома, семьи, жизнью, но также по прежнему остается актуальным вопрос устройства человеческой души.
Иисус Христос сказал: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей навредит?» (Св. Евангелие от Матфея 16:26)
Давайте посмотрим на то, каким образом может происходить процесс устройства души человека. Мы сказали, что человек развивается в трех сферах: телесная, душевная и духовная.
Телесная сфера развития человека – это чувственный мир. По-гречески сома. В начале своего физического развития потребности человека в большей степени  определяются потребностями физиологического роста.
«Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое». Говорит апостол Павел в Первом послание к Коринфянам 13:11.
Будучи родителями, мы стараемся приготовить детей к взрослой жизни, прививая им определенные навыки, чтобы они могли найти себя, реализоваться и т.д., состояться как личности. По мере взросления они становятся в каком-то смысле совершенными, способными разбираться в жизненных ситуациях самостоятельно, могут себя контролировать, понимать свои чувства.
Автор послания к Евреям говорит: «твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла». (5:14)
Так же в окружающем нас мире мы можем наблюдать чрезмерную озабоченность и даже зависимость в реализации развития телесной сферы личности. В этом отношении апостол Павел подчеркивает принцип заботы о теле.
«попечения о плоти не превращайте в похоти». (Послание к Римлянам 13:14)

Душевная сфера – это мир ментальности, мыслей, воспоминаний, побуждений. По-гречески - психе.
Например, апостол Павел говорит о том, чтобы Коринфяне были соединены в одном Духе и в одних мыслях. Мыслительный процесс является частью душевного развития личности вызывающий определенные реакции, чувства, переживания. Не безосновательно апостол Павел заботится об экологии душевной сферы верующих в послании к филиппийцам.
«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте».
(Послание к Филиппийцам 4:8)
Душевная сфера развития человека хорошо проявляется благодаря  искусству, литературе, творчеству. Искусство - литература, музыка как составляющие внутренней жизни формируют личность человека.  Развиваясь в душевной сфере человек, может быть подготовлен к восприятию духовного, но также может и оградить себя от духовной жизни. Поэтому, апостол Павел справедливо замечает, что
«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно». (Первое послание к Коринфянам 2:14)
Нам следует иметь ввиду, что Павел пишет людям, которые родились духовно, но их жизнь протекает без духовных изменений. Более того, коринфяне не хотят воспринимать эти изменения.
Когда апостол говорит:
«И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией».
(Первое послание к Коринфянам 2:4,5)
Он вовсе не преуменьшает значение телесной и душевной сферы жизни для человека, но он говорит о превосходстве и необходимости духовной сферы для устроенности/целостности жизни человека.
Поэтому:
«духовный судит о всем, а о нем судить никто не может».
(Первое послание к Коринфянам 2:15)
Духовность (наличие духа) в этом случае не является предметом гордости верующего, а средством к пониманию неустроенного/надломленного образа личности, который нуждается в собирании в цельный образ изначально задуманный Творцом человека.
Таким образом, реакция учеников на не принятие Спасителя по пути в Иерусалим в Евангелии от  Луки выглядит скорее по-детски забавно, но и в тоже время не лишена серьезности, чтобы не обратить на нее внимание.
«Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать». (Евангелие от Луки 9:54-56)
Духовная сфера подразумевает мир разумных обоснований, идейной целостности, умопостигаемость  бытия, имеющая в себе определенное содержание. Содержание наполняющее духовную жизнь человека исходит из разных источников, которые принадлежат одной из трех сфер развития личности и характеризуют дух (волю, способность) личности. Вероятно, поэтому апостол Павел показывает следующую мысль:
 «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным».
(Первое послание к Коринфянам 2:11-13)
Соображая духовное с духовным.
Невдомек  было Никодиму, учителю Израиля как сопоставить/сообразить свое духовное, накопленное, осмысленное, практикуемое с духовным Христа.
«Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.  Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?  Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Св. Евангелие от Иоанна 3:6-10)
Павел пишет коринфянам: «Я не мог говорить с вами, братия, как с духовными». Вы были не в силах жить духовной жизнью, и продолжаете оставаться в таком же состоянии. «Да и теперь не в силах». Почему?»
Жить в Иисусе Христе можно и по плоти, однако в таком случае душа человека не получает должного устроения. Ум Христов не является частью нашей сущности, частью нашего духа, сознания, чтобы привести все сферы нашей жизни в одно целое.
«Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу…»
(Послание к Римлянам 8:1)
Благодаря действию Святого Духа и принятию духа Христа в жизни человека душа устраивается должным образом, даруя нам ощущение реальности полноценной и целостной жизни обещанной Христом.

«Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». (Св. Евангелие от Иоанна 10:10) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий